В современном мире всё чаще и чаще на смену книгам приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку пульта, чем прочитать своему ребенку книгу. А ведь развитие ребенка происходит только при живом общении. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций. Всё это негативно отражается на общем состоянии ребёнка и на формировании его как личности.
В жизни ребенка школьная библиотека должна стать, как первый учитель, как первая прочитанная книга, как первый настоящий друг. Ведь библиотека – это ось, вокруг которой вращается культурная жизнь школы и мира.
«Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях»
В рамках внедрения ФГОС школьные библиотеки определяют для себя следующие перспективы:
Стратегия ближайших действий, ориентированных на создание условий:
- непрерывное повышение квалификации библиотечных кадров до уровня соответствия требованиям новых образовательных стандартов и профессиональных стандартов;
- формирование фондов качественными и разнообразными источниками информации на разных носителях;
- создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды
Основная цель – преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, в которых работают профессиональные педагоги-библиотекари.
Современная школьная библиотека-это образовательный и социальный центр школы; безопасная, правильно организованная, уютная, дружелюбная современная среда для всех участников образовательного процесса; самое привлекательное место в школе.
Цель работы школьной библиотеки:
Способствовать формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.
Основные функции библиотеки:
Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.
Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Основные направления деятельности библиотеки:
- работа с читателями
- формирование фонда
- пропаганда книги
- библиотечно-библиографические знания – школьникам
- библиотечные программы и проекты
- информационные ресурсы
- медиа ресурсы
- массовые мероприятия
- цикл библиотечных уроков
- конкурсы, тематические выставки
- тематические экскурсии в библиотеку
- методическая помощь
Формы работы с читателями
Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.
Задачи индивидуального обслуживания:
- удовлетворение информационных потребностей читателей
- развитие структуры и глубины интересов читателей
- содействие повышению уровня информационной культуры учащихся и их читательского развития
- организация сотрудничества библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателем библиотекой